Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ЭТО ВЫРАБОТАННАЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБНОСТЬ К КОМПЕТЕНТНОМУ И ЭФФЕКТИВНОМУ ДЕЙСТВИЮ, УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И ВОПЛОЩАТЬ НАЙДЕННЫЕ РЕШЕНИЯ.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Документы
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Распоряжение  министерства образования и науки Самарской области №899 «Об утверждении регионального плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Самарской области на 2023/2024 учебный год»

Распоряжение Отрадненского управления МОН СО «Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Отрадненского управления МОН СО на 2023/2024 учебный год»

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

​​1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
​2. Естественно-научная грамотность​ ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
​3. Математическая грамотность​ ​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
​4. Финансовая грамотность​ ​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
​5. Креативное мышление ​способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
​6. Глобальные компетенции ​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

ДОКУМЕНТЫ

План («Дорожная карта») по формированию функциональной грамотности в ГБОУ СОШ «Оц» с.Александровка на период 2022 – 2025 гг.

Чек-лист оценки процесса формирования функциональной грамотности обучающихся

Рабочая программа курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни»

Формирование банка заданий по функциональной грамотности Отрадненским РЦ

Приказ об открытии весенней профильной смены

Расписание весенней профильной смены

Расписание занятий по развитию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов  2023-2024 учебного года
Класс День недели Время Предмет

(Ф.И.О. преподавателя)

5 класс Понедельник 13:50-14:30 «Функциональная грамотность»
Акдавлетова И.А
Среда 13:50-14:30 «Функциональная грамотность» Ледяева Л.А.
6 класс Вторник 15:30-16:10 «Функциональная грамотность»
Кондрашова Н.Д.(ч)/
Акдавлетова И.А.(н)
Среда 13:00-13:40 «Функциональная грамотность»
Ледяева Л.А
7 класс Четверг 12:10-13:50 «Функциональная грамотность»
Акдавлетова И.А
Пятница 13:50-14:30 «Функциональная грамотность»
Ледяева Л.А
8 класс Вторник 15:30-16:10 «Функциональная грамотность»
Кондрашова Н.Д.(н)/
Акдавлетова И.А.(ч)
Четверг 12:10-13:50 «Функциональная грамотность»
Ледяева Л.А
9 класс Понедельник 15:30-16:10 «Функциональная грамотность»
Якамсева Г.Ф
Вторник 14:40-15:20 «Функциональная грамотность»
Якамсева Г.Ф
Четверг 15:30-16:10 «Функциональная грамотность»
Якамсева Г.Ф

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность
  2. Математическая грамотность
  3. Финансовая грамотность
  4. Естественнонаучная грамотность
  5. Задания для начальной школы (на уроках математики, окружающего мирачтения)

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности:

  1. Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности.
  2. Методические рекомендации для учителей и родителей.
  3. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.

Полезные ресурсы

  • Функциональная грамотность школьников

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы.

Перейти к документу

  • Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Перейти к документу

  • Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

Перейти к документу

  • Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA

Перейти к документу

  • Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA

Перейти к документу

  • Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA

Перейти к документу

  • Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA

Перейти к документу

  • Примеры открытых заданий по читательской грамотности

Перейти к документу

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

Издательство «Просвещение»

Московский центр качества образования

Московский центр качества образования. Тест

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

Предлагаем материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:

Программа курса «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ» (5-9 классы), Самара, ГАУ ДПО Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке

Примеры открытых заданий PISA

Сборник информационных и методических материалов для педагогов 

Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)

Что значит Быть грамотным — методические рекомендации для детей и родителей

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Конкурс проектов по функциональной грамотности