Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методические рекомендации по профилактике экстремизма в подростковой среде

Явление экстремизма хорошо знакомо истории человечества. До недавнего времени оно интересовало ограниченное количество людей нашей планеты. Однако, после ряда террористических актов в России и других странах мира, оно стало актуальным, требующим к себе пристального внимания, так как круг стран и народов, вовлеченных в эту проблему, исчисляется миллионами людей разных культур, рас, религий. Экстремизм стал новой реальностью нашей жизни с конца XX века. Мир и Россия оказались не готовы к этой реальности.

К нынешнему времени в России уже сложилось или формируется совершенно новое поколение, в среде которого наряду с позитивными характеристиками стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности; утраты национальной культурной идентичности; индивидуализма и эгоцентризма; девиантное и делинквентное поведение, воинствующий национализм; диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие жизненных перспектив и самоактуализации.

Хотим мы того или нет, но в современных социальных условиях молодежь России выступает потенциальным резервом экстремизма и терроризма, а не только высоких порывов души и благородных поступков.

В большинстве случаев люди, говоря об экстремизме, имеют в виду терроризм, который является лишь одной только разновидностью экстремизма, хотя и самой болевой.

Остальные виды экстремизма остаются в тени, а их много, среди них и преступность, и экономический волюнтаризм, и сфера межличностных и межнациональных отношений.

Экстремизм многолик, но в основе его действия лежит один механизм: это «превышение пределов допустимого с обязательным наличием того смысла или умысла», это продукт воспитания личности в «культуре войны».

Экстремизм является преградой развития как общества, так и личности, а потому, по отношению к его явлениям, необходима постоянная профилактика и сдерживание.

Экстремизм, даже если он не выражается открыто, присутствует в сознании довольно значительного числа людей, и количество таких людей в на- шей стране растет. Это очень опасная тенденция, которая требует адекватного ответа, соответствующих мероприятий.

Таким образом, учитывая актуальность проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у подростков устойчивых жизненных установок.

Настоящие методические рекомендации предложены в помощь кураторам учебных групп при подготовке и проведении мероприятий с обучающимися и их родителями.

Цель методических рекомендаций – повышение психолого-педагогической компетентности классных руководителей в вопросах организации работы в образовательном учреждении по профилактике экстремизма.

Задачи:

  1. Представить терминологические аспекты противодействия школы проявлениям экстремизма.
  2. Определить основные мотивы и причины участия подростков в неформальных объединениях, группировках; особенности подросткового возраста.
  3. Раскрыть особенности организации работы в образовательном учреждении по профилактике экстремизма среди подростков.
  1. Терминологические аспекты противодействия школы проявлениям экстремизма

Уровень профессионализма педагога определяется, в том числе, и культурой его профессиональной речи (устной или письменной). Современный педагог должен не только осознанно пользоваться устоявшимся педагогическим лексиконом, но и грамотно употреблять новые понятия и термины, которыми постоянно пополняется отечественный профессиональный словарь. Для повышения терминологической грамотности педагогических работников, предлагаем определение ряда базовых понятий:

Ксенофобия (от греч. xenos – чужой + phobos – страх, боязнь) – нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, она может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Ксенофобия зачастую зарождается в условиях взаимной информационной изоляции сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Предпочитаемые объекты ксенофобии могут быть различными: евреи, гастарбайтеры, сексуальные меньшинства, болельщики другого спортивного клуба, представители иной субкультуры и пр.

Педагоги и психологи, изучающие это явление, обращают внимание на участившуюся в последнее время практику намеренной ее культивации как достаточно эффективного способа управления группой подростков или молодых людей на основе объединения общей идеей (например, создание «образа врага», разжигание ненависти по отношению к кому-либо) ради достижения собственных целей.

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus – крайний), – это приверженность крайним взглядам и в особенности мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. В качестве теоретико-идеологического обоснования экстремизма выступает комплекс радикальных идейных установок и воззрений, оправдывающих применение насилия в различной форме для достижения преимущественно политических целей. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических и религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей. Доведенная до крайности идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Экстремистское сообщество – группа лиц, организованная для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности.

Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

  1. Основные мотивы и причины участия подростков в неформальных объединениях, группировках; особенности подросткового возраста

В настоящее время Россия продолжает переживать сложный период экономической нестабильности, возрастания социального неравенства, политических противоречий, отрицания многолетних устоев и традиций общества. Такая ситуация по сути своей является благодатной почвой для зарождения и активного развития таких негативных и агрессивных проявлений жизнедеятельности общества, как экстремизм и ксенофобия, особенно распространенных в молодежной среде, включая несовершеннолетних, чьё мировоззрение особо податливо чужому влиянию. Основанием для зарождения экстремистских идей в умах молодых людей становятся такие факторы, как:

  • расслоение общества по признаку уровня благосостояния населения – слишком велик на сегодня разрыв между слоями населения, фактически находящимися за чертой бедности, либо на грани её, и представителями состоятельных слоев общества;
  • высокий уровень межэтнической конфликтности – всё возрастающий наплыв мигрантов из ближнего зарубежья, их социальная незащищенность и, одновременно, довольно уверенное, а иногда и вызывающее, поведение в отношении коренного населения;
  • постоянное стимулирование и раззадоривание интереса к различного рода происшествиям криминального характера через средства массовой информации, в первую очередь, Интернета и телевидения – web-сайты, телевизионные и Интернет-ролики изобилуют сообщениями, а зачастую и кадрами, смакующими криминальные «разборки» с участием экстремистских группировок, в том числе молодежных.

Участие подростков в различных неформальных объединениях и группировках определяется рядом мотивов, выяснение которых в значительной степени будет способствовать предупреждению экстремистской деятельности. К таким мотивам относятся: вызов обществу, протест, вызов семье, непонимание в семье, нежелание быть как все, желание утвердиться в новой среде, привлечь к себе внимание, копирование западных структур, течений, культуры, религиозные идейные убеждения, дань моде, отсутствие цели в жизни, влияние криминальных структур, возрастные увлечения и др.

Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи.

На сегодняшний день одной из основных проблем является рост террористической деятельности, сопутствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры; усиление жесткости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности, стремление добиться общественного резонанса, устрашения населения. Ценности национальной культуры вытесняются стереотипами-образцами массовой культуры, а в качестве ориентиров внедряются примитивные ложные ценности.

Социально-психологической реакцией части молодежи на этот процесс являются различные формы протеста, выражающиеся не только в культурном андеграунде, но также в политическом и религиозном радикализме и экстремизме.

Наиболее частые нарушения поведения  в  подростковом  возрасте  (по А. Е. Личко) следующие:

Реакция протеста (оппозиции). Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.

Реакции протеста могут быть пассивными и активными. К реакциям пассивного протеста обычно относят отказ от еды, уходы, из дому, суицидальные попытки, замаскированную враждебность. Реакции активного протеста проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, а иногда агрессивного поведения в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспитания, устрашение, ущемление самолюбия, эмоциональная депривация, конфликтная ситуация в детском коллективе и др.). Активные реакции протеста выражаются и в стремлении делать назло, причинять вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийства животного, принадлежащего этому человеку. Таким поведением подросток мстит обидчику. В отдельных случаях реакция протеста закрепляется и впоследствии распространяется на взрослых вообще. Тогда подросток проявляет протестную реакцию в разной обстановке, и сила его реакции не соответствует раздражителю.

Реакция отказа. Она проявляется в отказе от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков и др. Особенно сильно реакция отказа выражается, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашних условий и где с ним чрезмерно строги, наказывают его, он лишен любви и заботы. Подросток переживает «потерю перспективы», испытывает чувство отчаяния, в его поведении отмечаются отсутствие стремления к контактам с окружающими, страх всего нового, пассивность, отказ от обычных желаний и стремлений («отказ от притязаний»), спонтанность, нередко бездумный характер: ответов. В некоторых случаях спонтанность подростка, снижение интереса к окружающему, бездумные ответы могут создавать впечатление умственной отсталости. Если ситуация меняется и подросток оказывается в благоприятных для него условиях, то его поведение нормализуется.

Реакция имитации. Это изменение поведения, связанное с подражанием поведению окружающих, которые обладают авторитетом в глазах ребенка или подростка. В детском возрасте чаще всего имитируется форма поведения родителей и воспитателей, в подростковом – формы поведения более старших подростков, особенно обладающих так называемыми лидерскими качествами, а также взрослых, имеющих какие-либо качества идеала, созданного воображением подростка. Реакциям имитации принадлежит важная роль в формировании характера и личности в целом. Вместе с тем они могут становиться источником возникновения асоциального поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, мелкое воровство), а также многих вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.п. В отличие от взрослых, подростки еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, с этим связанное. Подростки не знают и не боятся социальных последствий правонарушений. Склонность к возникновению социально отрицательных реакций имитации особенно велика у подростков с чертами эмоционально-волевой неустойчивости.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации. Это усиление тех личностных проявлений и возникновение таких форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности или являются средством «психологической защиты» личности от переживаний собственной неполноценности, связанных с сознанием какого-либо физического или психического недостатка. При реакциях гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают гипертрофированный, а нередко карикатурный характер, в связи с чем могут стать источником трудностей поведения и социальной дезадаптации. Проявления реакций компенсации и гиперкомпенсации крайне разнообразны, но мало изучены. Сюда могут относиться компенсаторные фантазии замещающего характера, компенсаторные игры, бравада, нарушения школьной дисциплины, самооговоры из стремления завоевать недостающий авторитет и т.п. Реакции данной группы чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами.

Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которого чаще всего лежат индивидуальные особенности личности подростков. Склонностью подростков к группированию объясняют факт преобладания групповых правонарушений. Повышенная склонность к объединению в группы с подростками, отличающимися асоциальным поведением, считается характерной чертой детей с так называемой педагогической запущенностью.

Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами. Чем больше подавляют и контролируют подростка, тем больше он хочет избавиться от внимания взрослых. Наперекор им он начинает поступать «по своему», демонстрирует, что он уже «самостоятельный». Это вполне закономерная реакция для этого возраста, и со временем проходит. Крайние формы она приобретает при неправильном поведении родителей – чрезмерной опеке или проявлении деспотизма и требованиях беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок еще мог подчиняться такому давлению родителей, то в подростковом – возможны побеги из дому и бродяжничество.

Реакции увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятия спортом, но могут быть и нестойкими, когда человек увлекается то одним, то другим. У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности, в школьных спектаклях, публикуют свои стихи в школьной стенгазете и т.п. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников. В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает им. Бывает, что ради реализации хобби подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляцию или может сойтись с асоциальными личностями.

Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим «методам» воспитания детей, но чаще всего винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые «втянули» его в плохую компанию. Большая часть вышеописанных поведенческих реакций – компенсации, увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации – свойственны подавляющему большинству подростков и могут не принимать крайних форм. Патологическим поведение становится, когда реакции распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они сопровождаются невротическими расстройствами и затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и ее дальнейшие перспективы.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что среди причин распространения экстремизма можно выделить две основные: это социально-политические условия, складывающиеся в обществе, и причины психолого-педагогического характера, а именно: низкий культурный уровень подростков, недостаток знаний о причинах, видах и целях экстремистской деятельности, неразвитость коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, низкая самооценка и т.д.

Поэтому важную роль в предотвращении распространения экстремистских настроений в подростковой среде играют образовательные учреждения, главная цель деятельности которых заключается:

во-первых, в формировании толерантного сознания у подростков, которое в свою очередь способствует осознанию ими личной ответственности за будущее страны и, как следствие повышению уровня их социальной активности;

во-вторых, в воспитании у подростков личностных качеств «самости» (самоопределения, самосовершенствования, самовоспитания и самореализации).

  1. Особенности организации работы в образовательном учреждении по профилактике экстремизма в подростковой среде

Организация работы в образовательном учреждении по профилактике экстремизма, как и любая профилактическая работа в школе, должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервью и другие способы опроса учащихся, родителей и педагогов с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, ее глубины, актуальности для конкретной аудитории, осведомленности всех участников образовательного сообщества по данной теме и т.п.

Следующим этапом организации профилактической работы в школе является планирование деятельности с учащимися, родителями и педагогами по трем направлениям:

Информационно-просветительская деятельность – деятельность, направленная на пропаганду знаний социального и психологического характера среди всех участников образовательного процесса.

Интерактивная деятельность – деятельность, которая построена в режиме активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Альтернативная деятельность – деятельность, организованная в свободное от учебы время и направленная на развитие позитивной активности всех участников образовательного процесса и не упоминает впрямую данное социальное явление.

Грамотно спланированные и организованные на высоком уровне мероприятия позволяют:

  • укоренить в школе дух нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни;
  • выработать умения решать конфликты ненасильственным путем;
  • выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, вкусов и интересов;
  • воспитывать понимание недопустимости экстремистских настроений, так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, противостояние в котором может привести к непоправимым последствиям;
  • воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов.

Таким образом, данные мероприятия помогут в определенной степени снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство в связи с проявлениями экстремизма. Ведь от того, как эффективно образовательные учреждения будут строить профилактическую работу, во многом зависит будущее России.

На заключительном этапе организации профилактической работы в школе осуществляется мониторинг эффективности, как самих мероприятий, так и результатов профилактической деятельности с целью внесения необходимых коррективов в планирование работы на следующий период.

Условиями эффективной профилактики в образовательном учреждении являются: организация ранней профилактики, ее системность и целенаправленность; сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер; непрерывность процесса профилактической деятельности; направленность на всех участников образовательного процесса.

В современных условиях наиболее эффективным является использование интерактивных методов обучения – например, модели открытого обсуждения, развивающей в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Это могут быть тренинговые занятия, деловые игры, диспуты, дискуссии, классные часы, проблемные семинары, семинары- практикумы, конференции, творческие лаборатории, ролевое моделирование, конкурсы творческих работ, волонтерское движение и т.п.

Таким образом, с целью эффективной профилактики экстремизма необходимо использовать самые разнообразные формы учебных и игровых занятий, которые предполагают создание условий для:

  • формирования ориентации детей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;
  • развития критического мышления, навыков групповой работы, формирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • воспитания терпимости к чужому мнению; формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;
  • формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;
  • формирования позитивной «Я-концепции» у учащихся по выработке у них адекватной самооценки.

В основу педагогической деятельности учителя должно быть положено живое общение с детьми на основе живого слова. Умение выстраивать доверительные, неформальные отношения с учащимися – это путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию, путь к педагогическому диалогу, в котором и учитель, и ученик являются субъектами конструктивной деятельности.

 

 

Список литературы

 

  1. Абдулатипов Р. Г. Проблемы профилактики экстремизма//Этнопанорама, 2002, № 2 с.74.
  2. Антонян Ю. М. Экстремизм и его причины / Ю. М. Антонян. – М: Логос, 2010. – 288с. – ISBN: 978-5-98704-502-2.
  3. Власов, В. И. Экстремизм:     сущность,     виды,     профилактика/В. И. Власов. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 175с.
  4. Дядиченко, Е. А. Профилактика экстремизма и терроризма в педагогическом процессе. Доступ через http://scienceport. ru/content/profilaktikaekstremizma-terrorizma-pedagogicheskom-protsesse
  5. Кромин, А. Российская     молодежь:     проблемы     и     решения/А. Кромин//ОБНС. –2007. – № 6. – С. 25-31
  6. Савина Н. Жить как люди. Проблемная дискуссия.//«Классное руководство и воспитание школьников» 2010, №18
  7. Сазанова Е. Молодежный экстремизм как социальный феномен//Экстремизм и другие криминальные явления. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. – С. 43-46